В год 15-летия «Ступней» планируем обобщить и поделиться некоторым накопившимся авторским опытом. Продолжая разговор о методике «новогодняя постановка», представляем публикацию Александра Рухлова, учителя литературы ГБОУОШИ «Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей».
В качестве одной из основных задач изучения литературы и литературного краеведения в современной школе можно в первую очередь назвать воспитание в ребёнке творчески активной личности. Рассматривая на уроках материал литературных произведений, мы стараемся вызывать у учащихся интерес к личности автора, воспитывать у обучающихся умение понимать психологию автора-творца, понимать механизмы создания художественных образов, проникая, в конечном итоге, в глубинную эстетико-психологическую сущность литературного творчества.
Однако следует учитывать тот факт, что большинство произведений школьной программы написаны пятьдесят, сто и более лет назад. Следовательно, современным школьникам не всегда понятна психологическая мотивация того или иного автора, не всегда учащийся может легко проследить взаимосвязь творчества писателя-классика с сегодняшним днём и провести параллели между психологией человека XIX – первой половины XX века и реалиями существования человека в современном – сложном, постоянно изменяющемся и обновляющемся – мире. Отсюда у ребёнка может возникать вопрос: а зачем вообще изучать литературу в школе? В чём состоит практическая значимость чтения? Каким образом можно применять навыки вдумчивого глубокого прочтения литературного произведения в условиях динамичной жизни современного человека?
Естественно, что при возникновении подобного отношения к предмету необходимо изыскивать дополнительные способы развития творческой мотивации. Одним из таких способов в нашем педагогическом опыте стала постановка мюзикла по мотивам пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак».
Текст классического произведения французской литературы рубежа XIX-XX веков был переработан и интерпретирован на современный лад. Действие пьесы Ростана переносится из XVII века в кварталы современного города. Герои французской пьесы – классические герои зарубежной литературы – действуют в понятных детям условиях современного большого города, а вечные темы, затронутые в оригинальном варианте «Сирано» (любовь, дружба, верность), преломляются в призме современного прочтения, чётко вписываясь при этом в рамки представлений современного ребёнка о мире и человеческих взаимоотношениях и не вступая в противоречие с проблематикой оригинала. Таким образом, происходит приобщение учащихся к классике, расширяется кругозор детей. Происходит процесс переживания классики современным ребёнком.
Для актуализации классического литературного материала в мюзикл включается значительное количество элементов смежных видов искусства: танца, песни и, естественно, театра.
Исходя из того, что пьеса Ростана написана в стихах, стихотворный элемент был включён и в сюжетную канву нашего мюзикла. Преподавателем литературы и литературного краеведения Рухловым А.В. были написаны стихотворные связки, которые зачитывались в промежутках между отдельными сценами. То есть стихотворный текст был использован в качестве связующего звена, своеобразного эмоционально-эстетического камертона всей постановки, а также для пояснения сюжета, который разворачивается на сцене, расстановки сюжетных акцентов и приоритетов. Немаловажно и то, что стихи связывали постановку с текстом оригинала, проводили параллели между классикой и современностью.
В наиболее ярких в эмоциональном плане сюжетных моментах решено было также использовать элемент стихотворного художественного слова. Для этого также были использованы стихи Рухлова А.В., но не специально подготовленные для мюзикла, а написанные независимо от постановки. Причём данные стихотворения читали со сцены сами дети и, соответственно, задача отбора материала стояла также перед ними. Из поэтического сборника своего преподавателя «Мосты времени», вышедшего в 2010 году, ребята выбрали наиболее понравившееся и подходящее по смыслу и сюжету стихотворение «Хочешь, я буду прост…». Оно было прочитано в сцене признания в любви и в финальной, кульминационной сцене.
Таким образом, учащиеся совместно с преподавателями должны были включаться в творческую и эмоциональную работу, отбирать литературный материал, учились чувствовать, понимать, эстетически переживать художественное слово.
Результатом нашего творческого эксперимента стали:
- расширение рамок школьной программы по литературе, расширение литературоведческого и творческого кругозора учащихся за счёт использования классического текста зарубежной литературы конца XIX века;
- воспитание в учащихся навыка эмоционального отклика на художественное произведения, умения психолого-эстетического проникновения в литературный текст;
- практическое использование синтеза искусств и творческое преломление литературного произведения продемонстрировали учащимся возможность эффективного функционирования литературной классики в современном мире;
- глубокий эмоциональный отклик, который вызвала постановка у участников и зрителей, позволил расширить и укрепить рамки взаимодействия «учитель-ученик».
Таким образом, учащиеся увидели, что литературное произведение (в частности – стихотворное творчество) таит в себе возможности эффективного психолого-эстетического воздействия на окружающий мир, на эмоциональное состояние окружающих. Соответственно, интерес к литературе у обучающихся, а в особенности к её творческой составляющей в форме сотворчества ученика-читателя с автором, значительно возрос. Это выразилось, например, в публикациях использованного в мюзикле литературного материала в социальной сети «Вконтакте», попытках детей самостоятельно заняться творчеством и поделиться своими стихотворными опытами с преподавателем, желание ближе познакомиться с творчеством зауральских авторов (например, Рухлова А.В.), а также желании глубже понимать и чувствовать личность автора-творца, запечатлённую в художественном произведении.